Самый, наверное, распространенный совет – это выступать чаще. Но как быть, если волнение настолько захватывает, что от этого страдает качество выступления? Можно пробовать выступать сначала перед видеокамерой (телефоном), домашней аудиторией, перед близкими и родными, постепенно увеличивая количество своих зрителей. Добросовестная и качественная подготовка – один из главных аспектов вашего успеха, поэтому репетиции, репетиции, и еще раз репетиции! И «чистовая» работа на репетиции                       не должна качественно отличаться от работы на выступлении. Подбор репертуара тоже имеет значение: начинать надо с легкого для вас материала, постепенно его усложняя.

Большое значение имеет физическое состояние поющего. Вокалист должен хорошо выспаться перед важным выступлением, заблаговременно поесть (не менее чем за час – полтора до концерта), не испытывать жажды, иметь здоровые связки (простуда, несмыкание – враги хорошего выступления).

Существует еще одна причина, вызывающая боязнь концертных выступлений: неправильное психическое воздействие на участника клубного формирования со стороны руководителя и окружающих. Воспитание                      у участника самодеятельности чувства ответственности «концертного выступления» в процессе занятий – одна из важнейших задач.

Что должен сделать руководитель, чтобы воспитать у участника хорошее эстрадное самочувствие? Опытные педагоги и психологи считают, что приучать к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями, ответственности за выступление.

Хорошо помогают справиться вокалистам с волнением некоторые дыхательные упражнения. Одно из самых популярных – глубокий диафрагмальный вдох (счет от 1 до 4, к примеру), затем  еще более глубокий медленный выдох (он должен быть как минимум в два раза длиннее – на счет от 1 до 8). Самое лучшее упражнение на расслабление мышц челюсти и снятия напряжения с голосовых связок — “Зевающий лев”. Запрокиньте голову назад и откройте рот так широко, как можете. При этом издайте звук, который напоминает громкое зевание с изменением тональности. Если при этом вам захочется позевать на самом деле, зевайте. Зевание – это лучше, чем просто открытый рот, оно расслабляет гортань, которая контролирует голосовые связки.